ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2019
Закупочная деятельность

Закупочная деятельность

Управление закупочной деятельностью

В процессе своей деятельности Группа РусГидро осуществляет закупки больших объемов работ и услуг сторонних организаций, а также сырья (включая топливо) и материалов.

При проведении закупок товаров, работ и услуг компании Группы РусГидро руководствуются требованиями законодательства Российской Федерации, в частности требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также иными локальными нормативными документами (актами), регламентирующими закупочную деятельность Группы РусГидро, в том числе Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро* , в соответствии с которым:

  • Совет директоров Общества осуществляет общее руководство закупочной деятельностью, утверждает годовую комплексную программу закупок ПАО «РусГидро» (далее — ГКПЗ) и отчет по ее исполнению;
  • коллегиальный постоянно действующий орган Центральная закупочная комиссия Общества (далее — ЦЗК) обеспечивает формирование и проведение единой политики закупок, осуществляет контроль и координацию закупочной деятельности. Председатель ЦЗК несет ответственность за организацию закупочной деятельности в компаниях Группы РусГидро;
  • для непосредственной организации и проведения закупочных процедур ЦЗК назначает постоянно действующие закупочные комиссии. Закупочные комиссии по полномочиям распределяются на комиссии первого и второго уровней, а также специально созданные закупочные комиссии.

В Группе РусГидро утвержден ряд локальных нормативных документов (актов), направленных на предотвращение нецелевого и неэффективного использования средств.

Цели и принципы Единого положения о закупке продукции для нужд Группы РусГидро

Положением о закупке продукции определены следующие цели и принципы регламентации закупочной деятельности:

  • процедурная регламентация закупок применяется в целях своевременного и качественного обеспечения заказчика продукцией, а также экономного расходования денежных средств заказчика;
  • регламентация закупочной деятельности построена на разумном использовании специальных приемов для целенаправленного усиления действия рыночных законов в каждом случае закупки, а также предусматривает применение обязательных процедур, которые должны выполняться работниками, обеспечивающими проведение закупки.

Данные процедуры предполагают:

  • тщательное планирование потребности в продукции;
  • анализ рынка;
  • информационную открытость закупки;
  • действия, направленные на достижение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам там, где такая конкуренция возможна, а где невозможна — обеспечение повышенного внутреннего контроля;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции (с учетом, при необходимости, стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничений допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам;
  • эффективный для заказчика и справедливый выбор наиболее предпочтительных предложений при комплексном анализе выгод и издержек (прежде всего цены и качества продукции);
  • контроль за исполнением договора и использованием приобретенной продукции.

Регламентация закупочной деятельности базируется на системном подходе, предполагающем наличие и соблюдение корпоративного единства правил закупок с определением полномочий и ответственности работников, обеспечивающих проведение закупки. Для заказчика это подразумевает наличие:

  • регламентирующей среды;
  • установленной организационной структуры управления закупками и их контроля;
  • подготовленных кадров для проведения закупок;
  • налаженной инфраструктуры закупок (информационное обеспечение, средства электронной коммерции, сертификация, профессиональные консультанты и т. д.).
Виктор Хмарин
Член Правления, заместитель Генерального директора ПАО «РусГидро»:

— Эффективность закупочной деятельности Группы РусГидро за 2019 год составила 14,15 млрд руб., что на 43% больше показателей 2018 года. При этом только по результатам торгов — 12,97 млрд руб. (экономия между среднерыночной стоимостью заявок и ценой победителя).

Далее
Виктор Хмарин
Член Правления, заместитель Генерального директора ПАО «РусГидро»:

— Эффективность закупочной деятельности Группы РусГидро за 2019 год составила 14,15 млрд руб., что на 43% больше показателей 2018 года. При этом только по результатам торгов — 12,97 млрд руб. (экономия между среднерыночной стоимостью заявок и ценой победителя).

Доля конкурентных закупок в планах закупок для нужд Группы РусГидро на 2020 год увеличена на 20% и составляет 68% об общего объема закупок. При этом доля закупок у ЕП составляет 19% (закупка услуг госмонополий (коммунальные услуги, водопользование, услуги охраны, поставка теплоэлектроэнергии, поставка топлива и др.).

На протяжении нескольких лет Группа РусГидро показывает существенное превышение выполнения целевых показателей по объемам закупок у субъектов МСП. Так, например, объем закупок у субъектов МСП за 2019 год составил 66 млрд руб. (79%) при нормативном значении 18%.

Также в Группе существенное внимание уделяется расширению конкуренции при проведении конкурентных закупок для нужд Группы. Среднее количество участников в централизованных закупках для нужд Группы РусГидро в 2019 году увеличено на 13% к показателям 2018 года и составило 3,64 участника.

Последние события на мировой арене, связанные с пандемией, показали высокую значимость развития ИТ-решений, автоматизации процессов и коммуникативных форматов взаимодействия. В Группе РусГидро на финальном этапе реализации развитие единой автоматизированной системы (на базе отечественной платформы), автоматизирующей процессы закупочной деятельности Группы. Система включает: типизацию и автоматизацию процессов планирования, инициирования и проведения закупочных процедур, работу коллегиальных органов (ЦЗК, ЗК), работу экспертов (включая автоматизацию методик оценки), интеграцию с ЭТП и ЕИС, систему аналитики и мониторинга своевременности процессов по закупкам, переход на ЭЦП. Внедрение указанных решений, безусловно, способствует повышению оперативности процессов закупочной деятельности, снижению трудозатрат персонала и формированию достоверной и развернутой аналитики по закупкам Группы.

Группа РусГидро публикует информацию о планируемых закупках товаров, работ и услуг, размещает актуальные официальные публикации о закупках, содержащие наименование закупки (предмет закупки), существенные условия в конкурентной закупке и иную информацию по закупке на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru, а также на электронной торговой площадке https://rushydro.roseltorg.ru. По итогам закупок публикуется информация о результатах закупки с указанием победителя закупки и ценой заявки победителя конкурентной процедуры.

Планы по совершенствованию закупочной деятельности

Ключевыми планами по развитию закупочной деятельности Группы РусГидро на 2020 год являются:

  • оптимизация процессов закупочной деятельности;
  • развитие автоматизации закупочной деятельности в Группе, включая разработку автоматизированной системы аналитической отчетности;
  • развитие системы нормативно-справочной информации;
  • развитие механизмов категорийного управления закупочной деятельностью Группы РусГидро.
Существенные условия в конкурентной закупке и иная информация по закупкам Группы РусГидро размещены на официальном сайте Российской Федерации: https://zakupki.gov.ru/
Единая электронная торговая площадка: https://rushydro.roseltorg.ru/

Отчет по исполнению годовой комплексной программы закупок [102−9]

За 2019 год итоговая стоимость проведенных закупок для нужд Группы РусГидро составила 405,3 млрд руб. с НДС, что на 49,4% больше объема проведенных в 2018 году закупок. Значительный рост стоимости закупок произошел за счет:

  • увеличения закупок по договорам займа на 22,0 млрд руб.;
  • приобретения имущественного комплекса Гоцатлинской ГЭС (10,1 млрд руб.) и Зарагижской ГЭС (3,5 млрд руб.);
  • закупки работ по завершению строительства Усть-Среднеканской ГЭС (18 млрд руб.);
  • закупки основных строительно-монтажных работ и изготовления гидротурбинного оборудования по объектам «Красногорская МГЭС-1» и «Красногорская МГЭС-2» (7,4 млрд руб.);
  • закупки услуг комплексного транспортного обслуживания и предоставления в аренду транспортных средств сроком на 3 года (4,8 млрд руб.);
  • заключения долгосрочных договоров на капитальный и текущий ремонт оборудования, зданий и сооружений (7,87 млрд руб.);
  • увеличения стоимости закупок топлива на 6,2 млрд руб. и теплоэнергии на 8,9 млрд руб. для АО «ДГК».

При этом общее число закупочных процедур возросло на 14% до 19,9 тыс. шт. Свыше 50% закупок осуществляются открытым способом, из них 99% закупочных процедур осуществляются через электронную торговую площадку (далее также — ЭТП).

Основная доля закупаемых работ и услуг (в денежном выражении) приходится на закупки, связанные с выполнением ремонтных и инвестиционных программ (технического перевооружения, капитального строительства) компаний, входящих в Группу РусГидро.

В номенклатуру потребляемых товаров входит практически вся «линейка» продукции, традиционно закупаемая предприятиями энергетического сектора: основное (котельное и турбинное) оборудование, трансформаторы, ячейки КРУ, КТП, запорная, регулирующая, сцепная и кабельная арматура, трубопроводы, паропроводы и детали к ним, кабельно-проводниковая, электротехническая, метизная, изоляторная, теплоизоляционная и иная продукция.

Объем закупок Группы РусГидро, млрд руб. с НДС

Закупки в разбивке по способам, %

Вид закупок 2017 2018 2019
Конкурентные закупки, в т. ч.: 51,47 49,42 50,76
   на электронной торговой площадке (ЭТП) 93,94 99,46 99,40
Неконкурентные закупки, в т. ч.: 48,41 49,76 21,10
   у единственного поставщика 99,00 98,47 96,56
Закупки у взаимозависимых лиц* 0,00 0,13 28,12
В закрытой форме (из ограниченного числа источников) 0,12 0,69 0,02

Одним из наиболее ответственных и стратегически важных для Группы направлений закупочной деятельности является осуществление своевременных и эффективных конкурентных закупочных процедур топлива. По итогам проведенных конкурентных закупочных процедур рост стоимости поставки угольной продукции в 2019 году для нужд теплоэлектростанций Субгруппы РАО ЭС Востока по отношению к 2018 году не превысил 1,3% за счет перераспределения структуры угольной корзины и снижения выработки электрической и тепловой энергии, а также снижения цены топлива за счет скидок по качеству. При этом цена угля в 2019 году по отношению к 2018 году увеличилась на 10,3% за счет роста цен на экспортно ориентированные виды углей.

Стоимость поставленного газа в 2019 году по отношению к 2018 году выросла на 9,6% в основном из-за изменения курса доллара в 2019 году и, как следствие, увеличения цены газа по договору АО «ДГК» с Консорциумом по проекту «Сахалин-1».

Стоимость поставки топочного мазута в целом по Субгруппе РАО ЭС Востока выросла на 33,5% за счет перераспределения топливной корзины ПАО «Камчатскэнерго», где произошло снижение потребления природного газа с заменой его на топочный мазут в связи со снижением добычи природного газа у поставщика ООО «Газпром межрегионгаз ДВ». Кроме того, цена топочного мазута выросла в 2019 году на 5,3% в связи с увеличением стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке на момент проведения закупочных процедур.

Рост стоимости закупленного дизельного топлива в 2019 году к 2018 году составил 9,0%, что объясняется увеличением потребления. При этом цена закупленного дизельного топлива в 2019 году по отношению к 2018 году увеличилась незначительно — на 1,5%, что не превышает предусмотренный в соответствии с прогнозом Минэкономразвития России уровень роста.

Стоимость закупленной нефти в 2019 году к 2018 году снизилась на 3,2% в связи с уменьшением потребления, при этом цена на нефть увеличилась незначительно — на 2,4%, что также не превышает предусмотренный уровень роста.

Влияние закупочной деятельности на регионы присутствия, общество и окружающую среду [ЭС]

Группа РусГидро как один из крупнейших заказчиков продукции, товаров, услуг и сырья в стране, осознавая свою ответственность перед регионами присутствия, обществом и окружающей средой, внесла изменения в Единое положение о закупке продукции для нужд Группы РусГидро. При закупке работ по проектированию (в том числе проведению предварительных научно-исследовательских работ) новых гидрои теплоэнергетических объектов, их строительстве и модернизации, а также закупке основного оборудования, технические и функциональные требования к закупаемой продукции и условия заключаемого договора по результатам таких закупок должны формироваться с учетом утвержденных локальных нормативных документов (актов) заказчика в области социальной ответственности и устойчивого развития в целях:

  • соблюдения экологического режима;
  • охраны объектов культурного наследия;
  • производственной безопасности и охраны труда;
  • защиты коренных народов и уязвимых групп населения;
  • контроля негативного воздействия на изменение климата и окружающую среду;
  • сохранения и восстановления биоразнообразия.

При проведении закупок способами конкурса или запроса предложений могут быть установлены соответствующие критерии оценки в области корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития.

Закупки у предприятий малого и среднего бизнеса

Для поддержания конкуренции и стабильного развития предприятий малого и среднего бизнеса (МСП) Группа РусГидро стремится к сотрудничеству с субъектами МСП в рамках закупочной деятельности.

В Компании действует Программа партнерства между ПАО «РусГидро» и субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — Программа партнерства)*, которая сформирована в соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России*.

Программа партнерства общедоступна и опубликована в сети Интернет, там же представлен реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, который актуализируется по мере включения новых участников.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» для ПАО «РусГидро» на 2019 год утверждены плановые показатели по закупкам у малого и среднего бизнеса. По итогам года Группе удалось достичь результатов, значительно превышающих план.

Программа партнерства между ПАО «РусГидро» и субъектами малого и среднего предпринимательства размещена на сайте Компании по адресу: http://zakupki. rushydro.ru/
Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектоев малого и среднего предпринимательства, размещен на сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году*

Показатель План, % Факт*, % Объем закупок*, млрд руб. с НДС
Доля закупок у субъектов МСП от совокупной годовой стоимости закупок 18 77,9 66,1
Доля закупок только среди субъектов МСП от совокупной годовой стоимости закупок 15 27,5 23,3

Импортозамещение

В рамках реализации Программы комплексной модернизации генерирующих объектов Компания планирует наращивать объемы поставок продукции отечественных машиностроителей, что будет обеспечено, в том числе, за счет локализации производства отдельных видов оборудования и комплектующих на территории России.

Для реализации роста объема поставок отечественной продукции в 2019 году реализованы следующие меры:

  • внесены изменения в Техническую политику Группы РусГидро в части включения требований по учету приоритетного использования отечественных решений, начиная с этапа проектирования;
  • внесены изменения в Единое Положение о закупке продукции для нужд Группы РусГидро в части:
    • определения преференциальной поправки для предоставления приоритетов при оценке заявок при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (замена 15 на 30% в нормах по аналогии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 при неизменности прочих норм);
    • установления приоритета закупок у российских предприятий продукции с использованием алюминия и (или) алюминиевых полуфабрикатов в соответствии с директивами Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 6574п-П13;
  • внесены изменения в локальные нормативные акты Общества, регламентирующие подготовку технических требований на закупку продукции в соответствии с требованиями Технической политики Группы РусГидро;
  • решением Совета директоров ПАО «РусГидро»* в целях перехода на отечественное программное обеспечение:
    • утвержден план мероприятий на период 2019—2021 годов перехода ПАО «РусГидро» на преимущественное использование отечественного программного обеспечения;
    • утверждены индексы эффективности реализации мероприятий по переходу ПАО «РусГидро» на преимущественное использование отечественного программного обеспечения;
  • Компания организовала взаимодействие с Фондом развития промышленности Минпромторга России по реализации дорожной карты мероприятий по диверсификации предприятий оборонно-промышленного комплекса в интересах топливно-энергетического комплекса в Государственной информационной системе промышленности и c Российским энергетическим агентством Минэнерго России в целях организации взаимодействия по импортозамещению с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, а именно:
    • сформирован перечень потребности в оборудовании и программном обеспечении, планируемом к поставке на период 2020—2024 годов. Указанный перечень передан в Фонд развития промышленности Минпромторга России;
    • проведено первичное тестовое наполнение Государственной информационной системы промышленности;
    • со стороны ПАО «РусГидро» подписано соглашение о конфиденциальности с Российским энергетическим агентством Минэнерго России в целях организации взаимодействия по импортозамещению с предприятиями оборонно-промышленного комплекса;
    • направлены предложения по производству продукции гражданского назначения по пилотному перечню предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Доля импортного оборудования в закупках, %

В целях реализации мероприятий поэтапного замещения иностранной продукции (работ, услуг) эквивалентной по техническим характеристикам и потребительским свойствам российской продукцией (работами, услугами) скорректирована Дорожная карта импортозамещения с горизонтом планирования до 2025 года*.

Фактическая доля импортного оборудования для программы ТПиР в 2019 году составила 20%, что соответствует целевому показателю Дорожной карты импортозамещения.
РусГидро по праву является одной из крупнейших российских генерирующих компаний и третьей в мире гидрогенерирующей. За 15 лет деятельности был создан мощный фундамент для стабильной работы и реализации смелых проектов. Благодаря накопленному опыту, уникальным технологиям Компания решает масштабные задачи, внедряет автоматизированные системы управления, которые всегда соответствуют требованиям экологической безопасности и охраны окружающей среды.
Игорь Артемьев,
руководитель ФАС России

Форма обратной связи